МАДОУ №241 Детский сад комбинированного вида , подготовительная логопедическая группа Фантазёры
ЧЕМУ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ?
Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в "неудачных" одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или их заменах одних речевых звуков другими, в недоразвитии связной речи. К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью. Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил. Нарушение звукопроизношения, далеко не всегда носит только "косметический" дефект. У одних детей оказывается неполностью сформирована система звуков языка (фонем): такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки или заменяют их другими. Вместо "Русь" произносят "Гусь" или "Лусь" , а могут произнести и "Усь". У других детей все звуки ( или большинство из них) оказываются сформированными , но в речи смешиваются. Подобные недостатки звукопроизношения могут касаться отдельных звуков или группы звуков, т.е быть простыми и сложными. В сложных случаях речь ребёнка вследствие замен, смешений, искажений в произношении звуков может быть непонятной для окружающих. Сами недостатки произношения могут быть обусловлены тем, что ребёнок не различает на слух некоторые звуки ( в таких случаях он сам неполностью будет воспринимать речь, так как не может различать слова, близкие по звучанию), либо тем, что у него не сформировались необходимые движения органов артикуляции (прежде всего губ и языка) или выработались неправильные артикуляционные движения. Устная речь - первична! Нет устной речи - не будет и письменной, т.к. письменная речь это перекодировка звуков в буквы. Какова же будет перекодировка, если есть нарушения звукопроизношения? Я думаю, что нетрудно догадаться, что на письме возможны ошибки, а во многих случаях они неизбежны. Недоразвитие связной речи приводит к тому, что ребёнок не может передать свои наблюдения, впечатления в последовательном рассказе, поэтому его ждут неудачи на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ведь процесс обучения предполагает обязательные выступления школьников перед аудиторией и умение не только чётко и логически обоснованно построить свою речь, но и преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей. Важно отметить, что неумение общаться с окружающими формирует у детей ряд отрицательных черт поведения. Этого можно избежать, сформировав у ребёнка уверенность в том, что он - хороший собеседник, что он умеет общаться с окружающими. По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор - уровень развития устной и письменной речи ребёнка! Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний! Поэтому, как учитель-логопед, я посчитала нужным рассказать Вам, уважаемые родители будущих первоклассников, с какими проблемами могут столкнуться ваши дети и Вы. Не откладывайте ваш визит к логопеду дошкольного учреждения, хотя бы просто для того чтобы узнать данные обследования вашего ребёнка и может быть получить рекомендации по исправлению каких то "малозначительных" дефектов звукопроизношения. Если Ваш малыш не посещает детский сад, а как известно в настоящее время только 30-33% детей охвачено детскими дошкольными учреждениями, где им предоставляется полноценная помощь в подготовке к школе, обратитесь в поликлинику. В три года Ваш малыш должен пройти полное медицинское обследование, в число обследующих врачей, входит и логопед. Отнеситесь со всей серьёзностью к советам и рекомендациям этого специалиста. Узнайте, нет ли отклонений в развитии артикуляционного аппарата вашего малыша. Также во многих школах функционируют пункты подготовки к обучению в школе. Позаботьтесь уже сейчас, чтобы ваш ребёнок был записан и прошёл эти курсы, это очень важно особенно для деток, не посещающих детский сад! Не забывайте, что школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования, к явно нестандартной массе учеников. Помогите своему ребёнку достичь тех "стандартов" дошкольной подготовки, чтобы школьная жизнь вашего ребёнка была радостным моментов в жизни всей вашей семьи! 20 мая 2019 в 04:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.