МАДОУ №241 Детский сад комбинированного вида , подготовительная логопедическая группа Фантазёры

Консультация для родителей «Речевое дыхание-основа правильной речи»

 Консультация для родителей

«Речевое дыхание-основа правильной речи»

Известно, что органы дыхания наряду с основной функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребёнка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается к 10 годам.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимым условием постановки звуков. Работа по формированию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного произношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи основывается на выработке у ребёнка следующих основных противопоставлений.

Воздушная струя

Воздушная струя

Широкая

(при произнесении шипящих звуков)

Узкая

(при произнесении свистящих звуков)

Тёплая

(при произнесении шипящих звуков)

Холодная

(при произнесении свистящих звуков)

Слабая

Сильная

Рассеянная

Направленная

Существует три основных направления воздушной струи:

1) воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-губных, заднеязычных, переднеязычных, свистящих.

2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих звуков и вибрантов.

3) воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков.

В системе логопедической работы по развитию воздушной струи можно выделить основные направления:

1. Дутье при сомкнутых губах.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

4. Дутье на язык.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

1. Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

·  «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

·  « Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

·  « Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при открытом рте.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.

·  Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «колечко».

·  Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.

·  Дутье на парусник, салфетку, лист и т. п.

·  Дуть на карандаш, лежащий на столе, чтобы он покатился.

·  Задувание свечей.

·  Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

·  Пускание мыльных пузырей.

·  Дутье с использование свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

·  Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, надувание «рыбок». Детям предлагается поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

·  Сильно дуть на воду до образования брызг.

·  Можно вытянуть горизонтальную нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

·  Дутье - катание по желобу легких деревянных или целлулоидных шариков.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

·  «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

·  Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе « пя-пя-пя».

4. Дутье на язык.

·  Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку»- положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

·  Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким на верху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!». Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

·  Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

·  « Сдуй снежинки с горки». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Подними язык горкой. Подуй на язык».

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

·  Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

·  Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

·  Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

·  Следить за точностью направления воздушной струи.

·  Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

·  Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводиться не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

·  Нельзя надувать щеки.

·  Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

·  На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

·  Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

·  Упражнения могут выполняться под счет.

Для формирования длительной плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:

·  Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

·  «Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.

·  Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий.

·  Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.

·  Графическое изображение «волн», «горок». В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.

·  Графическое изображение «спирали». В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.

Упражнения на развитие воздушной струи

Цель коррекционно - логопедической работы: выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю.

«Снежинки»

Взрослый дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз.

«Чей одуванчик раньше улетит?»

Проводится на воздухе, во время прогулки (май-июнь). Когда ребёнок гуляет на полянке, взрослый предлагает ему сорвать отцветший одуванчик и дуть на цветок. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик». Ребёнок дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно за 3-4 раза.

 «Ветерок»

·  Небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета разрезают на 12-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».

·  Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

«Бегущий лыжник»

Из плотной бумаги вырезают лыжи. Длина лыж, сложенных вместе, 7,5 см, ширина 2,5 см. Передняя часть (1,5 см) загибается. Посередине карандашом проводится черта, которая как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт человека, который можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см), предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка будет готова, взрослый предлагает ребенку подуть на нее. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на лыжника. Помоги ему покататься на лыжах».

«Забей мяч в ворота»

Для игры используется поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

«Фокусы»

Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепляют на нитку длиной 10-12 см.

·  Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ».

·  Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает».

·  Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх».

·  Инструкция: « Положи ватку на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуй ватку с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Наказать непослушный язык»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык на нижнюю губу. Произноси на выдохе звуки: « пя-пя-пя», пошлепывая язык губами». Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Желобок»

1. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык ». Боковые края языка поднимаются, по середине продольной линии языка образуется впадина. Боковые края языка придерживаются губами.

2. Прикрепить узкую полоску бумаги, свисающую до середины лица, между бровями. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык». При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться, как можно дольше, удерживать её на выдыхаемой воздушной струе.

 «Шторм в стакане»

Посередине языка кладётся трубочка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Улыбнись. Приоткрой рот. Захвати губами трубочку. Подуй через трубочку так, чтобы вода в стакане забурлила».

«Горка»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее-средняя (или задняя) часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы.

«Охотник идёт по болоту»

Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены.

«Чей пароход лучше гудит?»

Приготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1, 5 см. « Послушай, как гудит пузырёк, если я в него подую. Загудел, как пароход». Инструкция: «Улыбнись. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Следить, чтобы воздушная струя была длительной и шла по середине языка.

«Пускание корабликов»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на «кораблики». Можно предложить ребёнку подуть на кораблики, которые плывут из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

 «Надуй игрушку»

Заготавливается надувная игрушка маленького размера, чтобы её можно было надуть за 3-4 выдоха. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух, медленно надувай игрушку».

Работа по развитию воздушной струи может быть продолжена на этапе формирования первичных произносительных навыков, в процессе постановки, автоматизации и дифференциации изолированных звуков речи. Регулярное и систематическое применение упражнений по развитию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления нарушений произношения.

30 октября 2022 в 14:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.